Войти
Проект-Технарь
Устройство авто.
Данный раздел посвещён вопросам устройства и экстплуатации авто
Здесь Вы сможете найти статьи по устройству, ремонту,
обсуживанию, также деталям и узлам авто.
Также можно найти классификацию нетрадиционных ДВС, их устройство и работу.
Наши контакты:
+7(903) 982 12 16, admin@studiplom.ru
Меню


Скидки - Программа скидок до 50%

Обзор технологий очистки систем питания ДВС

Технологии очистки систем питания ДВС

Современные автомобили снабжены передовыми устройствами контроля работы двигателя и трансмисии, компьютер расчитывает почти все, начиная от микроклимата в салоне автомобиля и заканчивая давлением в шинах, но двигатель пользуется большей частью его внимания. Компьютер современного автомобиля расчитывает количество поступаемого воздуха в цилиндры двигателя, остаток кислорода в отработавших газах до катализатора и после, учитывает качество топлива (для этого служит датчик детонации), стиль вождения и на основании этого подает необходимое количество топлива в цилиндры. Как любой механизм, двигатель и его системы требуют постоянного обслуживания, каким бы не был у вас современный автомобиль, и топливная система не исключение. Во время эксплуатации форсунки системы питания загрязняются смолами и шлаками, которые не способен удержать ни один фильтр. Процесс загрязнения протекает довольно медленно и водитель постепенно адаптируется к этому не замечая процесс, но в один момент начинает понимать, что автомобиль уже не тот, что был раньше.

Симптомы:
1. Увеличенный расход топлива. Это связано с тем, что топливо больше не распыляется, а впрыскивается в цилиндры в виде брызг или струи.
2. Пониженная динамика и мощность;
3. Повышенная вибрация, особенно чувствуется когда стоишь на "D" у светофора;
4. Пропуски зажигания;
5. Плохой запуск при пониженных температурах;
6. Низкая детонационная стойкость, особенно чувствуется на подъемах в натяжку;
7. Быстрое потемнение моторного масла, зашлакованность двигателя;
8. Черный дым из выхлопной трубы, почернение выхлопной трубы;
9. Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах (СО, СН и т.д.).

Фото загрязненной форсунки

Загрязненная форсунка

Существует два основных метода промывки распылителей и форсунок.

Первый и самый распространенный - промывка без разбора системы питания.

Этот способ не только самый простой, но и самый эффективный. Когда-то раньше владельцы автомобилей скептически относились к промывке инжектора без снятия форсунок, но сейчас 95% владельцев предпочитают промывать систему питания без разбора. Форсунки, в основном, загрязняются не лохмотьями грязи и ржавчины, как вы могли подумать, а смолами, присутствующими в любом (а в отечественном и подавно) бензине. Грязь и ржавчину эффективно задерживает фильтр тонкой очистки топлива, и чем он грязнее, тем выше степень очистки, но ниже пропускная способность. Форсунки расположены в зоне влияния высоких температур, а у двигателей с прямым впуском эта температура выше, и вот под действием этих самых температур в форсунках наступает процесс, называемый крекингом, то есть, это не что иное, как высокотемпературное разложение бензина на фракции с образованием твёрдых углеродистых отложений. Примерно то же самое происходит в процессе получения бензинов, керосинов, диз. топлива на нефтеперерабатывающих заводах. Вот в принципе в двух словах изложен характер и механизм образования загрязнений. Поэтому форсунки можно и даже нужно промывать без демонтажа, и это весьма эффективно. Такой способ удаляет отложения не только в механизме форсунок, но и со стенок цилиндра, с днища поршня, клапанов, впускного коллектора и т.д., безусловно, улучшается подвижность поршневых колец, увеличивается компрессия, наполнение цилиндра, пропускная способность впускного и выпускного тракта. Об эффекте от промывки говорят и цифры диагностики - до промывки время впрыска, в основном, составляет 4,5-4,6 мсек (это для примера 8 кл.,1,6 л.), после промывки время впрыска составляет 3,7-4,0 мсек. Все промывочные жидкости содержат сольвент.
После промывки системы питания рекомендуется заменить моторное масло, а при возможности совместить промывку с заменой свечей зажигания.

Технология очистки.

Для начала подключают газоанализатор и фиксируют показания СО и СН. Когда промывка будет завершена, эти данные помогут оценить эффективность сделанного. Если в машине установлен нейтрализатор (катализатор), необходимо убедиться в работоспособности лямбда-зонда (сканером, мультиметром или самодиагностикой) и выяснить исходный коэффициент коррекции топливоподачи (после успешной промывки он должен измениться).
Далее снимают шланг с регулятора давления топлива в рампе и «заглушают» его вакуумметром, убивая сразу двух зайцев. Во-первых, по изменению разрежения за дроссельной заслонкой легко контролировать процесс мойки . Очищаясь, форсунки начинают лучше распылять, что ведет к росту оборотов, а регулятор холостого хода в ответ прикрывает байпасный канал, и разрежение за заслонкой соответственно увеличивается. Процедуру продолжают до тех пор, пока стрелка прибора не установится на одном из делений. Во-вторых, отключение регулятора позволяет хоть немного (приблизительно на 0,5 атм), но повысить давление в рампе. Мера вовсе не лишняя, если учесть, что промывочная жидкость плохо горит.
Теперь подключают установку. Все соединения – только с помощью адаптеров. Куски шлангов с хомутами или проволокой во избежание пожара запрещены.
При работе с одноконтурной установкой можно сразу пускать мотор. Давление в рампе при этом не должно превышать паспортного, иначе львиная доля промывочной жидкости перетечет в топливный бак. В двухконтурной топливной системе сначала промывают рампу. В среднем на это уходит 10 минут.
Основная часть длится несколько дольше. Так, для полуторалитрового мотора необходимо сжечь около 400 мл промывочной жидкости, на что уходит примерно 40 - 60 минут. В середине процесса следует сделать перерыв на 15 минут, чтобы промывочная жидкость растворила нагар на клапанах и в канавках поршня. Эффект порой столь велик, что мотор не удается сразу запустить из-за временной потери компрессии. Впрочем, в следующую двадцатиминутку все отходы "вылетают в трубу" и работоспособность деталей полностью восстанавливается.
Следует также контролировать состояние катализатора. В начале, с грязными форсунками, вероятны пропуски вспышек. Несгоревшая промывочная жидкость, окисляясь в недрах нежного устройства, может поднять его температуру до запредельной величины, что приведет к спеканию керамических сот катализатора.
В самом конце промывки в установку добавляют чистый бензин, чтобы промыть рампу от промывочной жидкости и посмотреть, как двигатель будет работать на родном топливе.

Конструкция простой электромагнитной форсунки

Устройство простой электромагнитной форсунки

Второй метод, ультразвуковой.

Снятые с автомобиля форсунки можно "лечить" более эффективным способом - ультразвуковой промывкой инжектора в специальной ванне, но это касается только самих форсунок, остальное в двигателе остается без изменения. Под воздействием ультразвуковых колебаний частички промывочной жидкости каждую секунду совершают возвратно-поступательное движение с частотой генератора. Но из-за инерционности происходит не только перемещение микрообъемов жидкости с резкими изменениями ускорения, но и скачкообразное изменение давления в них. Рабочая жидкость как бы "бомбардирует" поверхность очищаемой форсунки и срывает с неё частички грязи. Такое интенсивное движение раствора усиливает размельчение частичек грязи в рабочей жидкости. Наиболее примечательным при этом является то, что полная очистка от загрязнений при помощи ультразвука достигается даже в самых узких углублениях и отверстиях очищаемого изделия, некоторые сервисмены утверждают, что таким способом возможна очистка даже от твердых частиц, таких как песок.
Форсунки погружают дозирующей частью (распылителем) в ванну, устанавливая их на специальный держатель в подвешенном состоянии. После очистки в ультразвуковой ванне производят так называемую "обратную промывку". Для этого извлекают из них входные фильтры и при помощи специальных адаптеров устанавливают в ванну. Остатки загрязнений вымываются тестовой жидкостью в обратном направлении. Если форсунки сильно загрязнённые, то для достижения наилучшего качества, процесс очистки приходится повторять несколько раз.
На сегодня это единственный способ промывки форсунок, который позволяет визуально оценить параметры до и после промывки.
Такой способ очистки позволяет оценить объективные характеристики любых форсунок и дает возможность избежать, в большинстве случаев, замены этих дорогостоящих деталей.

И самое главное - не спешите на дорогах и мойте автомобиль перед посещением СТО.

 

Выражаем благодарность автору статьи Вдовину Евгению aka VdovinEA

ТЕСТ промывочной жидкости.