Войти
Проект-Технарь
Блог/Новости
Принимаем предложения:
+7(903) 982 12 16, [email protected]
Меню

Методические указания по выполнению и оформлению курсовых и дипломных проектов (работ) для студентов обучающихся по инженерным специальностям

Методические указания по выполнению и оформлению курсовых и дипломных проектов (работ) для студентов, обучающихся по инженерным специальностям.

Методические указания составлены к.т.н., доцентом М.Е.Дежаткиным, к.т.н., доцентом О.М.Каняевой и ассистентом Н.П.Каняевым содержат требования к оформлению текста и графической части курсового и  дипломного проекта (рабо­ты). Представлены примеры оформления чертежей, иллюстраций, схем, таблиц и необходимой документации.

Методические указания рассмотрены на заседании методичес­кой комиссии инженерного факультета  и реко­мендованы к печати протокол № 5 от 05.02.09.

Рецензент: кандидат технических наук, профессор кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка» Сафаров К.У. 

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ (РАБОТЕ) 4
2 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ) 4
3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)  7
4  ОФОРМЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА (РАБОТЫ) 21
4.1 Общие  требования и основные надписи 21
4.2 Основные надписи 22
4.3 Общие требования к чертежам 25
4.4 Чертеж общего вида 27
4.5 Сборочный чертеж 28
4.6 Спецификация 31
4.7 Рабочие чертежи деталей 32
4.8 Схемы, графики, диаграммы и другие виды чертежей 35
4.9 Требования к конструкторским документам, выполненных на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ 38
ЛИТЕРАТУРА 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ (РАБОТЕ)

Выполнение дипломного проекта (работы) является завер­шающей стадией подготовки специалиста высшей квалификации.
Цели дипломного проекта (работы):
- систематизировать, расширить и закрепить теоретические знания по специальным предметам;
- подготовить студентов к самостоятельной работе в качест­ве инженера, их умение самостоятельно решать основные задачи по эксплуатации, техническому сервису машинно-тракторного парка, оборудования животноводческих ферм, переработке сельскохо­зяйственной продукции и совершенствованию сельскохозяйственной техники;
- соединить полученные теоретические знания с практикой конкретного производства;
- осветить опыт применения новой техники, технологии веду­щих хозяйств.

Дипломный проект (работа) должен(а) носить реальный харак­тер, при выборе целей и задач необходимо учитывать условия конк­ретного хозяйства, его нужды запросы, обобщить прогрессивные фор­мы и реальные запросы производства.

При этом практическое направление дипломного проектирова­ния должно усиливать и его учебный характер. При проведении тех­нологических, конструкторских расчётов, экономическом анализе, выполнении графической части проекта (работы) должны применяться знания, полученные студентами при изучении общетехнических и спе­циальных дисциплин.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

Дипломный проект (работу) после завершения подписывают студент и консультанты. Затем его представляют руко­водителю. После просмотра и одобрения проекта (работы) руко­водитель подписывает его и вместе со своим письменным отзывом передает заведующему кафедрой. Тот, ознако­мившись со всеми материалами и проверив соответствие выполненного проекта (работы) утвержденной теме и заданию, решает вопрос о допуске студента к защите. При по­ложительном решении он делает соответствующую за­пись на титульном листе проекта (работы). Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта (работы), вопрос рассмат­ривают на заседании кафедры с участием руководителя. 

В отзыве на дипломный проект (работу) руководитель объективно оценивает способность студента к самостоятельной рабо­те и инженерной деятельности, его теоретическую и практическую подготовку [56], степень новизны принятых студентом решений, ка­чество и полноту разработки проекта, его практическую ценность. При этом оцениваются новые решения, дающие высокий технико-эконо­мический эффект и позволяющие рекомендовать дипломный проект (ра­боту) к практическому применению. В заключении руководитель реко­мендует проект к защите на Государственной экзаменационной комис­сии (ГЭК).

Пример содержания отзыва представлен в приложении А. Жела­тельно проводить предварительную защиту проекта (работы) на производстве с получением отзыва и подтверждением возможности использования элементов проекта (работы) для внедрения. Этот отзыв в числе других документов представляют в ГАК.

Дипломный проект (работу), допущенный к защите, направ­ляют на рецензирование. Рецензентов подбирают  из числа профессоров и препо­давателей данного или других вузов, если они не рабо­тают на данной кафедре. Рецензия должна содержать объективный анализ дипломного проекта с указанием его достоинств, недостатков, возможности использования в производстве элементов проекта и его общую оценку. Если рецензия не отвечает этим требованиям, проект (работу) направляют на повторное рецензирование. Дипломник должен быть ознакомлен с рецензией. Исправления в дипломном проекте (работе) по замечаниям рецензента не допускаются.

Рецензия пишется на стандартном бланке, выдаваемом де­канатом. Рецензент знакомится с неизвестным ему ранее проектом, поэтому он не может оценить самостоятельность и подготовленность студента к инженерной деятельности, но может оценить качество вы­полнения проекта, актуальность решаемых задач, глубину проработки темы, новизну решений и возможность практического применения про­екта. Пример оформления рецензии представлен в приложении Б.

При наличии всех документов и рецензии декан направляет дипломный проект (работу) в ГАК для защиты.
Защиту дипломных проектов проводят на открытых заседаниях ГАК. Для доклада дипломнику предостав­ляется 15...20 мин. Основную часть доклада следует по­святить изложению сути, новизне и эффективности при­нятых решений. Вместе с тем надо перечислить и крат­ко изложить все разделы проекта, используя при этом представленный графический материал. Не следует допускать часто встречающейся ошибки, когда доклад­чик много времени уделяет обоснованию актуальности темы, а суть проекта излагает бегло.

После доклада зачитывают рецензию на дипломный проект и отзыв с производства (если он имеется). Предоставляет дипломнику слово для ответа на замечания рецензента. Затем члены ГЭК и другие присутствующие на защите лица задают дипломнику вопросы, связанные с его проектом. Ответы должны быть четкими по воз­можности краткими.
Защиту дипломных проектов можно проводить на выездных сессиях ГЭК в хозяйствах (предприятиях), на базе которых разрабатывался проект или для кото­рых материалы проекта представляют интерес.

По результатам защиты члены ГАК выстав­ляют оценки, которые  затем на закрытом заседании ГАК оцен­ки согласовываются, и выставляется общая оценка.

В решении ГАК кроме общей оценки должны быть отмечены элементы проекта, которые можно рекомен­довать для внедрения в производство, элементы иссле­дований, имеющие большое значение, и т.п. При поло­жительной защите ГАК выносит решение о присвоении студенту квалификации инженера-механика.
Результаты защиты дипломного проекта определя­ются оценками «Отлично», «Хорошо», «Удовлетвори­тельно» и «Неудовлетворительно».

Лица, прошедшие полный курс обучения, но не за­щитившие дипломный проект, могут в течение трех лет быть допущены ректором ВУЗа к повторной защи­те проекта при условии представления ими положитель­ной характеристики с места работы. При этом разрешается защищать тот же проект с доработкой или проект по новой теме. Если студент в течение трех лет после окончания института не смог выполнить и за­щитить дипломный проект, ему выдают академическую справку установленного образца.

Студенту, не выполнившему дипломный проект по уважительной причине (подтвержденной документально), ректор вуза может разрешить защиту проекта в сле­дующий период работы Государственной экзаменацион­ной комиссии.

Скачать методические указания


Автор: Вдовина Марина