Программа написана в Exsel, очень проста в пользовании и в освоении. Расчет производится по методике Дунаева. 1. Исходные данные: 1.1. Допускаемое контактное напряжение МПа; 1.2. Принятое передаточное отношение; 1.3. Вращающий момент на валу шестерни кН* мм; 1.4. Вращающий момент на валу колеса кН*мм; 1.5. Коэффициент; 1.6. Коэффициент.
2. Расчет углов делительных конусов.
3. Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b.
4. Расчет модуля передачи: 4.1. Допускаемое напряжение изгиба для материала колеса, МПа; 4.2 Коэффициент; 4.3 Коэффициент.
5. Количество зубьев колеса и шестерни: 5.1 Расчет количества зубьев колеса; 5.2 Расчет количества зубьев шестерни; 5.3 Фактическое передаточное отношение.
6. Углы делительных конус.
7. Параметры зубчатых колес конического прямозубого редуктора: 7.1 Расчет делительных диаметров; 7.2 Расчет диаметров вершин зубьев; 7.3 Пригодность заготовок колес.
8. Силы, действующие в зацеплении: 8.1 Окружная сила; 8.2 Осевая сила для шестерни, равная радиальной для колеса; 8.3 Радиальная для шестерни, равная осевой для колеса.
9. Коэффициенты расчета допустимых напряжений изгиба: 9.1 Подбор коэффициентов.
10. Проверка контактных напряжений: 10.1 Подбор коэффициентов; 10.2 Расчет контактного напряжения.
Конические зубчатые передачи применяют в редукторах, оси которых скрещиваются. В основном, оси таких передач расположены под углом 90°, т. е. это - ортогональные передачи. Передачи с межосевым углом, не равным 90°, применяют редко из-за сложности изготовления корпусов редукторов и возможности их регулирования. Для изготовления самих зубчатых колес межосевой угол не имеет значения и на точность не влияет. Пересечение осей колес затрудняет размещение опор и возможность их регулирования. Одно из конических колес, как правило, располагают консольно - это имеет несколько недостатков: увеличивается неравномерность распределения нагрузки по длине зуба и возникает поперечная сила в оси ведущей щестерни. В конической передачи возникают осевые силы, для их компенсации требуется усложнять опоры и использовать упорные подшипники. Все это приводит к снижению несущей способности конической передачи, которая составляет всего 85% от цилиндрической. Все эти недостатки не снижают долю использования конических передач, поскольку по условиям компоновки механизмов передач довольно часто требуется располагать ось валов под углом друг к другу. Зубья конических колес выполняются прямыми, тангенциальными, круговыми и т.д. Прямозубые конические колеса обычно применяются при невысоких окружных скоростях до 2...3 м/с, как наиболее простые в монтаже и регулировке. При более высоких скоростях необходимо применять колеса с круговыми зубьями, которые обеспечивают более плавное зацепление, меньший шум, большую несущую способность и являются более технологичными. Но передачи с круговыми зубьями очень дороги в изготовлении и требования к таким передачам намного выше, чем к прямозубым. Несущая способность конических зубчатых передач с повышенным перекосом осей (от консольного расположения, недостаточной жесткости валов и корпусов) может быть значительно повышена выполнением зубьев двояковыпуклыми и вогнутыми. Обе стороны зуба шестерни нарезают выпуклыми, а колеса - вогнутыми. Увеличение наружной способности получается вследствие того, что удельная жесткость пары зубьев не меняется по длине, и пятно контакта при деформации валов не смещается.